Банки должны прекратить незаконную практику навязывания клиентам страхования по займам и кредитам

Опубликовано: 09.10.2018

Как сообщают «Известия» главный банк страны направил в адрес АРБР (Ассоциация региональных банков России) инструктивное письмо, в котором говорится, что кредиты населению и фирмам должны предлагаться как вместе со страховкой, так и без неё. Выбор остается за заемщиком.

Обязанностью банкиров является не только информирование клиентов о возможности выбора, но также запрещается отказывать в выдаче ссуды на тех же условиях и в те же сроки, что и со страховкой.

«Известия» напоминают читателям, что по закону обязательная страховка предусмотрена только в двух случаях – при автокредитовании и ипотеке . Во всех остальных случаях заемщики сами решают, нужна им страховка по кредиту или нет.

Причиной столь решительного демарша Центробанка стало то, что как показывает практика, в большинстве случаев люди и не подозревают, что страховочные платежи включены в итоговую сумму погашения займа. Банки на таких «барашках в бумажках» дополнительно имеют до 20% от объема итоговой суммы займа, что существенно удорожает стоимость кредита.

Речь, главным образом идет о широко распространенных потребительских и «карточных» кредитах. Но даже в тех случаях, когда речь идет о законных страховках, то банковские «эксперты-ловкачи» и тут умудряются подсунуть людям «барашка в бумажке» включая, например, в кредитные соглашения страхование жизни .

И это, несмотря на то, что еще 6 лет назад (2008 г.) ВАС - Высший арбитражный суд - запретил подобную практику навязывания потребителям дополнительных видов страхования. В следующем году ВАС объявил незаконной и практику взимания комиссионных за открытие и ведение кредитных счетов.

А еще через два года (2011) был принят закон, отменяющий начисление штрафов за досрочную уплату ссуды. Но не только голь на выдумки хитра. Столь же находчивыми оказались и вполне обеспеченные банкиры и стали включать страховочные платежи непосредственно в общую сумму кредита.

В борьбе с изобретательными финансистами не слишком преуспели и другие федеральные стражи интересов потребителей – антимонопольная служба и Роспотребнадзор.

Многие аналитики расценивают жесткое письмо Центробанка, как одну из попыток уберечь потребителей от них же самих, а точнее, от их безграмотности в области финансов. Подавляющее большинство заемщиков не только не вникают в суть предлагаемого договора, но даже не пытаются хоть как-то просчитать свои расходы, которые их ждут при погашении займа.

Такое беспечное отношение российских потребителей к собственным денежным делам открывает перед банками широчайшие возможности для различных скрытых «маневров»: клиентам подсовываются не только сопутствующие услуги по более высоким ценам, но и такие, которыми они заведомо не смогут воспользоваться, скажем, страховка от потери работы с такими пунктами, которые работодатели никогда не указывают в качестве причины увольнения.