Главная Новости

Автокредиты едут под откос

Опубликовано: 08.10.2018

По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в декабре 2014 года увеличились на 2,4%. При этом в целом прошлый год показал снижение на автомобильном рынке на 10,3%, или на 286,1 тыс. штук проданных новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Всего в 2014 году в России было продано 2,5 млн автомобилей.

«2014 год ознаменовался сильным финишем, хотя с кумулятивной потерей объема в 10% он останется годом разочарований для российской автомобильной индустрии. Перед лицом надвигающейся рецессии ожидания на 2015 год еще ниже, — заявлял в середине января председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. — Наш прогноз рынка пассажирских и легких коммерческих автомобилей равен 1,89 миллиона единиц, что эквивалентно сокращению на 24% на годовой основе».

В то же время статистика аналитического агентства «Автостат» показывает, что импорт легковых автомобилей в Россию за период с января по ноябрь 2014 года упал на 21,4% — до 650,6 тыс. машин. Одновременно экспорт легковых автомобилей из России за 11 месяцев 2014 года снизился на 6,9% и составил 115,9 тыс. единиц.

Если бы не валютная паника, уверены эксперты, авторынок потерял бы в 2014 году намного больше. «В последние месяцы 2014 года покупатели, встревоженные ростом цен на автомобили вследствие падения курса рубля, начали хаотично скупать автомобили, причем в этом также преуспели жители стран, входящих в Таможенный союз (Белоруссия и Казахстан), — говорит ведущий аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов. — Этот ажиотажный спрос оттянул на себя часть тех покупателей, которые планировали купить машину в 2015 году. В свою очередь, данный факт может отрицательно сказаться на продажах автомобилей в нынешнем году, особенно в первом квартале».

«Нужно отметить, что в конце 2014 года потребители покупали автомобили не только для непосредственного использования, но и в целях сохранения сбережений, инвестирования и продажи в страны Таможенного союза. В начале 2015 года мы пока видим по-прежнему достаточно высокий уровень спроса, который подогревается в том числе активностью жителей Таможенного союза, которым выгодно покупать автомобили у нас из-за изменения валютных курсов, — рассказывает руководитель отдела маркетинга и рекламы «Формулы 91» (лидер по продаже подержанных авто в России) Мария Бильбулян. — Однако продажи в течение года будут зависеть от ставки рефинансирования, возможного запуска программы льготного кредитования, а также общей экономической и геополитической ситуации. В целом мы не ожидаем в 2015 году роста рынка».

Жители Таможенного союза действительно проявляют недюжинный интерес к закупке авто в России, о чем свидетельствует статистика. К примеру, в декабре прошлого года белорусы купили в России 48 тыс. легковых автомобилей, что на 12% больше, чем за январь — ноябрь того же года. Об этом на днях сообщил представитель белорусской таможни Павел Лобачев.

Чем дальше, тем страшнее?

«В зависимости от сценариев развития рынок легковых автомобилей в России в 2015 году может упасть как на 20%, так и на 40%. Но то, что падение будет больше, чем в прошлом году, не вызывает сомнений, — считает Тимерханов. — Основная причина — негативная ситуация в экономике со всеми вытекающими последствиями для рынка (снижение доходов населения, резкий рост цен на автомобили, повышение ставок по кредитам)».

А вот дилеры и банки настроены намного более оптимистично.

«При падении рынка новых автомобилей в РФ в 2014 году на 10,3% продажи «Рольфа» выросли на 14,4%. Вторичный рынок вырос на 6% (по оценке «Автостата»), при этом продажи подержанных авто в «Рольфе» увеличились на 36,3%, что также является самым высоким показателем в России, — указывает руководитель дивизиона «Рольф Премиум» Татьяна Форнасова. — В прошлом году мы продали 91,7 тысячи новых легковых автомобилей и 24,7 тысячи автомобилей с пробегом (через компанию Bluefish). Наиболее успешным для нашей компании и всего рынка в целом оказалось окончание года».

Доля «Рольфа» в продажах легковых и легких коммерческих автомобилей в России за 2014 год составила 3,69%. В компании считают, что роста на фоне снижения рынка удалось добиться за счет удачно подобранного портфеля брендов с широкой линейкой премиальных марок и большой долей локализованных моделей у производителей массового сегмента, качественной стратегии долгосрочного сотрудничества с корпоративными партнерами, а также правильно выстроенных бизнес-процессов и квалифицированного персонала.

«В течение последних двух лет мы выдали более 33 тысяч автокредитов. В 2013 году показатель составил 15 тысяч договоров, а в 2014-м мы увеличили продажи до 18 тысяч, — рассказывает начальник управления организации продаж розничных продуктов Меткомбанка Артем Языков. — Несмотря на общую отрицательную динамику розничных продаж автомобилей в России в 2014 году, Меткомбанк укрепил свои позиции на рынке, увеличив продажи более чем на 20%. Такой результат был достигнут благодаря высокой скорости реагирования на изменения рыночной конъюнктуры и своевременному изменению условий сотрудничества с крупнейшими автомобильными холдингами России. Именно в этот период банк запустил принципиально новые программы и продукты по автокредитованию».

За 2014 год на площадке суперавтомаркета «Формула 91» было реализовано более 2,3 тыс. легковых автомобилей. Для сравнения: в 2013 году было продано чуть более 2,1 тыс. машин.

«2014 год в целом был очень нестабильным. В начале года спрос на автомобили был примерно на уровне 2013 года, в середине года началось ощутимое сокращение покупательской активности на 11—13 %, которая резко увеличилась в декабре, когда россияне стремились сохранить свои сбережения и приобрести автомобили до подорожания в связи с изменением валютных курсов, — рассказывает Бильбулян. — Спрос на кредитные продукты среди покупателей был достаточно стабильным на протяжении года. При этом банки последовательно ужесточали кредитную политику, что было связано с нестабильностью экономической ситуации, закредитованностью населения и снижением покупательской способности. После поднятия ставки рефинансирования большинство кредитных учреждений заняли выжидательную позицию, что, несомненно, сказалось на сокращении числа выданных кредитов в декабре».

Кредиты нажмут на тормоз

Рынку автокредитования в наступившем году, судя по всему, вообще придется несладко.

«Безусловно, серьезная девальвация рубля вызвала на рынке ажиотаж: люди стремились вложить свои сбережения в автомобили. Однако ставки по автокредитам пошли вверх уже осенью, а повышение ключевой ставки до 17% фактически поставило крест на автокредитах. Если в середине 2014 года в автоцентрах компании «Рольф» в кредит продавалось около 42% новых автомобилей, то в декабре — чуть больше 25%, а в январе этот показатель упал до 10%. Это очень опасные цифры», — предостерегает Форнасова.

Согласно прогнозам вице-президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олега Мосеева, авторынок в наступившем году сократится вдвое. Связано это с рядом факторов.

«Во-первых, 37% продаж в 2014 году приходилось на продажи по автокредитам. В этом году доля кредитных продаж рухнет до 7—10%, так как и ставки по автокредитам сильно выросли, и банки, в принципе, сократили программы автокредитования, да и сам потребитель в условиях неопределенности будущего не готов брать заем на покупку машины. Соответственно, треть автопродаж мы потеряем только за счет «сжатия» рынка автокредитования, — рассуждает Мосеев. — Во-вторых, частично свою роль сыграет тот факт, что в четвертом квартале 2014 года люди, пользуясь «старыми» ценами на авто, заранее купили запланированные машины. Те же, кто не успел этого сделать до роста курса доллара, отложат покупку на более поздний срок. Мы видели схожее потребительское поведение в 2009 году, когда средний срок владения автомобилем увеличился. За счет всплеска спроса на автомобили в конце прошлого года, спровоцированного ростом курса, не было драматичного падения продаж на авторынке в 2014 году, но мы увидим его чуть позже».

По оценкам Мосеева, средняя цена приобретаемой машины растет с каждым годом. Это сопряжено с тем, что дорожают сами машины, увеличивается доли SUV- и премиального сегмента, где стоимость авто изначально выше (сейчас эти доли составляют 30% и 8% соответственно).

«Здесь стоит говорить о том, что когда продажи на авторынке снижаются, премиум-сегмент реагирует лучше, потому что премиальный покупатель менее чувствителен к кризису, — комментирует Мосеев. — Кроме того, все чаще можно заметить тенденцию, когда премиум-бренды выводят на рынок машины в дешевых комплектациях, которые начинают напрямую конкурировать со средним сегментом, и здесь потребитель выбирает менее укомплектованный автомобиль, но с более пафосным брендом».

Наблюдения некоторых экспертов показывают, что спрос на премиальные марки не только сохранился, но даже в разы превысил предложение. Так, Азат Тимерханов обращает внимание, что продажи дорогих машин устойчивы и в кризисный период, но повышение цен на них спровоцировало ажиотажный спрос среди покупателей данного сегмента.

«Как следствие, в декабре отдельные премиум-марки приостанавливали продажи, поскольку у дилеров не было автомобилей в наличии. По итогам 2014 года доля премиум-сегмента выросла до 8,5% (в 2013-м доля составляла 7,5%). Объем сегмента в количественном выражении вырос на 4,5%», — говорит Тимерханов.

Аналитики «Автостата» подсчитали, что средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в РФ по итогам 2014 года составила немногим более миллиона рублей, что на 10,4% больше, чем годом ранее. В рейтинге городов с самыми высокими средневзвешенными ценами на новые «легковушки» лидируют Находка, Уссурийск, Артем, Владивосток и Москва с показателем в 1,4 млн рублей. Исследование было проведено среди городов России с населением свыше 100 тыс. человек. В рейтинг по результатам исследования вошли 152 города, на которые приходится 62% рынка новых легковых автомобилей.

«В 2014 году на вторичном рынке проявились две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, действительно, популярностью стали пользоваться более дорогие автомобили. В частности, в топ-10 нашего рейтинга самых популярных подержанных автомобилей вошли две модели бизнес-класса (Nissan Teana и Toyota Camry), чего не было ранее. С другой стороны, в связи с ухудшением экономической ситуации некоторые автовладельцы предпочитали продавать дорогие автомобили и покупать себе более дешевые и практичные варианты», — указывают в «Формуле 91».

По словам председателя правления Росгосстрах Банка Александра Фалева, несмотря на то, что наиболее сложная ситуация в части роста просрочки ожидается в сегменте нецелевого потребительского кредитования, проблем в секторе автокредитования также не избежать.

«Большие суммы кредитов, низкий спрос на автомобили и существенно увеличившиеся процентные ставки создадут существенные трудности для реализации залогового имущества в случае нарушения условий договора, поэтому требования у банков к автозаемщикам будут намного жестче», — предсказывает Фалев.

Льготы нам помогут

Артем Языков убежден, что далеко не все, кто хотел приобрести автомобиль, сделали это в 2014 году. «Потенциальный спрос находится на высоком уровне, но фактический результат продаж будет зависеть от курса основных валют и итоговой стоимости автомобилей», — говорит он.

Начальник отдела разработки продуктов департамента автокредитования Русфинанс Банка Алексей Бессонов характеризует автомобильный рынок в 2014 году как нестабильный.

«Спрос на автомобильном рынке не исчерпан, — уверен он. — Но остается проблема с предложением. По моему мнению, для повышения спроса все участники автомобильного рынка и рынка кредитования должны создать благоприятные условия для покупателей. Например, крайне нужна поддержка со стороны государства: запуск программы льготного кредитования, сохранение программы утилизации автомобилей в долгосрочной перспективе. От производителей автомобилей мы ждем сохранения маркетинговых программ. История автомобильного рынка показывает, что после резкого падения продаж идет уверенный рост. В долгосрочной перспективе я смотрю на российский рынок оптимистично».

Татьяна Форнасова согласна, что пока ситуация остается неопределенной и многое зависит от внешних факторов, в том числе от мер поддержки отрасли со стороны правительства.

«Спрос будет ниже по целому ряду причин: цены на автомобили растут, многие покупатели поспешили инвестировать сбережения в автомобиль в конце прошлого года, экономическая нестабильность заставляет население откладывать покупку товаров с длительным сроком использования. И, что также немаловажно, ставки по кредитам на автомобили стали существенно выше, чем в прошлом году, — практически заградительными. Сейчас кредиты на новые автомобили даются под 19—30%. Некоторые автопроизводители субсидируют ставки на отдельные модели, но это точечные предложения, — констатирует Форнасова. — Решить проблему можно было бы только запуском программы государственного субсидирования кредитов, но пока правительство медлит с принятием этого решения, ограничиваясь утилизацией, которая поддерживает лишь продажи автомобилей низшей ценовой категории. Между тем падение рынка новых автомобилей на треть (а без эффективных мер поддержки мы его неминуемо увидим) – это снижение ВВП страны на 0,5%, а затраты на программу льготного кредитования с лихвой вернутся в бюджет в виде налоговых отчислений. Иными словами, бюджетная эффективность такой программы целевого стимулирования спроса чрезвычайно высока. Не стоит забывать, что в прошлом году даже по программе утилизации автомобили приобретались в кредит. Предложение о субсидировании даже 1/2 ставки рефинансирования в нынешней ситуации было бы серьезной поддержкой рынку и позволило бы продавать 30% автомобилей в кредит. Такая программа может сопровождаться рядом дополнительных условий для повышения качества заемщиков, которые предлагало сообщество РОАД. В частности, не менее 50% первоначального взноса за автомобиль».

В данной ситуации как нельзя кстати звучит готовность правительства обсуждать возможность запуска программы льготного автокредитования, пусть и с определенными оговорками. Например, глава Минпромторга Денис Мантуров в конце прошлой недели отметил, что при сегодняшней ключевой ставке льготное автокредитование нецелесообразно. Однако этот вопрос снова появится в повестке, когда изменится ключевая ставка ЦБ (30 января она была снижена до 15%) и в зависимости от того, как сложится конъюнктура на автомобильном рынке.

Источник

x

По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в декабре 2014 года увеличились на 2,4%. При этом в целом прошлый год показал снижение на автомобильном рынке на 10,3%, или на 286,1 тыс. штук проданных новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Всего в 2014 году в России было продано 2,5 млн автомобилей.

«2014 год ознаменовался сильным финишем, хотя с кумулятивной потерей объема в 10% он останется годом разочарований для российской автомобильной индустрии. Перед лицом надвигающейся рецессии ожидания на 2015 год еще ниже, — заявлял в середине января председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. — Наш прогноз рынка пассажирских и легких коммерческих автомобилей равен 1,89 миллиона единиц, что эквивалентно сокращению на 24% на годовой основе».

В то же время статистика аналитического агентства «Автостат» показывает, что импорт легковых автомобилей в Россию за период с января по ноябрь 2014 года упал на 21,4% — до 650,6 тыс. машин. Одновременно экспорт легковых автомобилей из России за 11 месяцев 2014 года снизился на 6,9% и составил 115,9 тыс. единиц.

Если бы не валютная паника, уверены эксперты, авторынок потерял бы в 2014 году намного больше. «В последние месяцы 2014 года покупатели, встревоженные ростом цен на автомобили вследствие падения курса рубля, начали хаотично скупать автомобили, причем в этом также преуспели жители стран, входящих в Таможенный союз (Белоруссия и Казахстан), — говорит ведущий аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов. — Этот ажиотажный спрос оттянул на себя часть тех покупателей, которые планировали купить машину в 2015 году. В свою очередь, данный факт может отрицательно сказаться на продажах автомобилей в нынешнем году, особенно в первом квартале».

«Нужно отметить, что в конце 2014 года потребители покупали автомобили не только для непосредственного использования, но и в целях сохранения сбережений, инвестирования и продажи в страны Таможенного союза. В начале 2015 года мы пока видим по-прежнему достаточно высокий уровень спроса, который подогревается в том числе активностью жителей Таможенного союза, которым выгодно покупать автомобили у нас из-за изменения валютных курсов, — рассказывает руководитель отдела маркетинга и рекламы «Формулы 91» (лидер по продаже подержанных авто в России) Мария Бильбулян. — Однако продажи в течение года будут зависеть от ставки рефинансирования, возможного запуска программы льготного кредитования, а также общей экономической и геополитической ситуации. В целом мы не ожидаем в 2015 году роста рынка».

Жители Таможенного союза действительно проявляют недюжинный интерес к закупке авто в России, о чем свидетельствует статистика. К примеру, в декабре прошлого года белорусы купили в России 48 тыс. легковых автомобилей, что на 12% больше, чем за январь — ноябрь того же года. Об этом на днях сообщил представитель белорусской таможни Павел Лобачев.

Чем дальше, тем страшнее?

«В зависимости от сценариев развития рынок легковых автомобилей в России в 2015 году может упасть как на 20%, так и на 40%. Но то, что падение будет больше, чем в прошлом году, не вызывает сомнений, — считает Тимерханов. — Основная причина — негативная ситуация в экономике со всеми вытекающими последствиями для рынка (снижение доходов населения, резкий рост цен на автомобили, повышение ставок по кредитам)».

А вот дилеры и банки настроены намного более оптимистично.

«При падении рынка новых автомобилей в РФ в 2014 году на 10,3% продажи «Рольфа» выросли на 14,4%. Вторичный рынок вырос на 6% (по оценке «Автостата»), при этом продажи подержанных авто в «Рольфе» увеличились на 36,3%, что также является самым высоким показателем в России, — указывает руководитель дивизиона «Рольф Премиум» Татьяна Форнасова. — В прошлом году мы продали 91,7 тысячи новых легковых автомобилей и 24,7 тысячи автомобилей с пробегом (через компанию Bluefish). Наиболее успешным для нашей компании и всего рынка в целом оказалось окончание года».

Доля «Рольфа» в продажах легковых и легких коммерческих автомобилей в России за 2014 год составила 3,69%. В компании считают, что роста на фоне снижения рынка удалось добиться за счет удачно подобранного портфеля брендов с широкой линейкой премиальных марок и большой долей локализованных моделей у производителей массового сегмента, качественной стратегии долгосрочного сотрудничества с корпоративными партнерами, а также правильно выстроенных бизнес-процессов и квалифицированного персонала.

«В течение последних двух лет мы выдали более 33 тысяч автокредитов. В 2013 году показатель составил 15 тысяч договоров, а в 2014-м мы увеличили продажи до 18 тысяч, — рассказывает начальник управления организации продаж розничных продуктов Меткомбанка Артем Языков. — Несмотря на общую отрицательную динамику розничных продаж автомобилей в России в 2014 году, Меткомбанк укрепил свои позиции на рынке, увеличив продажи более чем на 20%. Такой результат был достигнут благодаря высокой скорости реагирования на изменения рыночной конъюнктуры и своевременному изменению условий сотрудничества с крупнейшими автомобильными холдингами России. Именно в этот период банк запустил принципиально новые программы и продукты по автокредитованию».

За 2014 год на площадке суперавтомаркета «Формула 91» было реализовано более 2,3 тыс. легковых автомобилей. Для сравнения: в 2013 году было продано чуть более 2,1 тыс. машин.

«2014 год в целом был очень нестабильным. В начале года спрос на автомобили был примерно на уровне 2013 года, в середине года началось ощутимое сокращение покупательской активности на 11—13 %, которая резко увеличилась в декабре, когда россияне стремились сохранить свои сбережения и приобрести автомобили до подорожания в связи с изменением валютных курсов, — рассказывает Бильбулян. — Спрос на кредитные продукты среди покупателей был достаточно стабильным на протяжении года. При этом банки последовательно ужесточали кредитную политику, что было связано с нестабильностью экономической ситуации, закредитованностью населения и снижением покупательской способности. После поднятия ставки рефинансирования большинство кредитных учреждений заняли выжидательную позицию, что, несомненно, сказалось на сокращении числа выданных кредитов в декабре».

Кредиты нажмут на тормоз

Рынку автокредитования в наступившем году, судя по всему, вообще придется несладко.

«Безусловно, серьезная девальвация рубля вызвала на рынке ажиотаж: люди стремились вложить свои сбережения в автомобили. Однако ставки по автокредитам пошли вверх уже осенью, а повышение ключевой ставки до 17% фактически поставило крест на автокредитах. Если в середине 2014 года в автоцентрах компании «Рольф» в кредит продавалось около 42% новых автомобилей, то в декабре — чуть больше 25%, а в январе этот показатель упал до 10%. Это очень опасные цифры», — предостерегает Форнасова.

Согласно прогнозам вице-президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олега Мосеева, авторынок в наступившем году сократится вдвое. Связано это с рядом факторов.

«Во-первых, 37% продаж в 2014 году приходилось на продажи по автокредитам. В этом году доля кредитных продаж рухнет до 7—10%, так как и ставки по автокредитам сильно выросли, и банки, в принципе, сократили программы автокредитования, да и сам потребитель в условиях неопределенности будущего не готов брать заем на покупку машины. Соответственно, треть автопродаж мы потеряем только за счет «сжатия» рынка автокредитования, — рассуждает Мосеев. — Во-вторых, частично свою роль сыграет тот факт, что в четвертом квартале 2014 года люди, пользуясь «старыми» ценами на авто, заранее купили запланированные машины. Те же, кто не успел этого сделать до роста курса доллара, отложат покупку на более поздний срок. Мы видели схожее потребительское поведение в 2009 году, когда средний срок владения автомобилем увеличился. За счет всплеска спроса на автомобили в конце прошлого года, спровоцированного ростом курса, не было драматичного падения продаж на авторынке в 2014 году, но мы увидим его чуть позже».

По оценкам Мосеева, средняя цена приобретаемой машины растет с каждым годом. Это сопряжено с тем, что дорожают сами машины, увеличивается доли SUV- и премиального сегмента, где стоимость авто изначально выше (сейчас эти доли составляют 30% и 8% соответственно).

«Здесь стоит говорить о том, что когда продажи на авторынке снижаются, премиум-сегмент реагирует лучше, потому что премиальный покупатель менее чувствителен к кризису, — комментирует Мосеев. — Кроме того, все чаще можно заметить тенденцию, когда премиум-бренды выводят на рынок машины в дешевых комплектациях, которые начинают напрямую конкурировать со средним сегментом, и здесь потребитель выбирает менее укомплектованный автомобиль, но с более пафосным брендом».

Наблюдения некоторых экспертов показывают, что спрос на премиальные марки не только сохранился, но даже в разы превысил предложение. Так, Азат Тимерханов обращает внимание, что продажи дорогих машин устойчивы и в кризисный период, но повышение цен на них спровоцировало ажиотажный спрос среди покупателей данного сегмента.

«Как следствие, в декабре отдельные премиум-марки приостанавливали продажи, поскольку у дилеров не было автомобилей в наличии. По итогам 2014 года доля премиум-сегмента выросла до 8,5% (в 2013-м доля составляла 7,5%). Объем сегмента в количественном выражении вырос на 4,5%», — говорит Тимерханов.

Аналитики «Автостата» подсчитали, что средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в РФ по итогам 2014 года составила немногим более миллиона рублей, что на 10,4% больше, чем годом ранее. В рейтинге городов с самыми высокими средневзвешенными ценами на новые «легковушки» лидируют Находка, Уссурийск, Артем, Владивосток и Москва с показателем в 1,4 млн рублей. Исследование было проведено среди городов России с населением свыше 100 тыс. человек. В рейтинг по результатам исследования вошли 152 города, на которые приходится 62% рынка новых легковых автомобилей.

«В 2014 году на вторичном рынке проявились две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, действительно, популярностью стали пользоваться более дорогие автомобили. В частности, в топ-10 нашего рейтинга самых популярных подержанных автомобилей вошли две модели бизнес-класса (Nissan Teana и Toyota Camry), чего не было ранее. С другой стороны, в связи с ухудшением экономической ситуации некоторые автовладельцы предпочитали продавать дорогие автомобили и покупать себе более дешевые и практичные варианты», — указывают в «Формуле 91».

По словам председателя правления Росгосстрах Банка Александра Фалева, несмотря на то, что наиболее сложная ситуация в части роста просрочки ожидается в сегменте нецелевого потребительского кредитования, проблем в секторе автокредитования также не избежать.

«Большие суммы кредитов, низкий спрос на автомобили и существенно увеличившиеся процентные ставки создадут существенные трудности для реализации залогового имущества в случае нарушения условий договора, поэтому требования у банков к автозаемщикам будут намного жестче», — предсказывает Фалев.

Льготы нам помогут

Артем Языков убежден, что далеко не все, кто хотел приобрести автомобиль, сделали это в 2014 году. «Потенциальный спрос находится на высоком уровне, но фактический результат продаж будет зависеть от курса основных валют и итоговой стоимости автомобилей», — говорит он.

Начальник отдела разработки продуктов департамента автокредитования Русфинанс Банка Алексей Бессонов характеризует автомобильный рынок в 2014 году как нестабильный.

«Спрос на автомобильном рынке не исчерпан, — уверен он. — Но остается проблема с предложением. По моему мнению, для повышения спроса все участники автомобильного рынка и рынка кредитования должны создать благоприятные условия для покупателей. Например, крайне нужна поддержка со стороны государства: запуск программы льготного кредитования, сохранение программы утилизации автомобилей в долгосрочной перспективе. От производителей автомобилей мы ждем сохранения маркетинговых программ. История автомобильного рынка показывает, что после резкого падения продаж идет уверенный рост. В долгосрочной перспективе я смотрю на российский рынок оптимистично».

Татьяна Форнасова согласна, что пока ситуация остается неопределенной и многое зависит от внешних факторов, в том числе от мер поддержки отрасли со стороны правительства.

«Спрос будет ниже по целому ряду причин: цены на автомобили растут, многие покупатели поспешили инвестировать сбережения в автомобиль в конце прошлого года, экономическая нестабильность заставляет население откладывать покупку товаров с длительным сроком использования. И, что также немаловажно, ставки по кредитам на автомобили стали существенно выше, чем в прошлом году, — практически заградительными. Сейчас кредиты на новые автомобили даются под 19—30%. Некоторые автопроизводители субсидируют ставки на отдельные модели, но это точечные предложения, — констатирует Форнасова. — Решить проблему можно было бы только запуском программы государственного субсидирования кредитов, но пока правительство медлит с принятием этого решения, ограничиваясь утилизацией, которая поддерживает лишь продажи автомобилей низшей ценовой категории. Между тем падение рынка новых автомобилей на треть (а без эффективных мер поддержки мы его неминуемо увидим) – это снижение ВВП страны на 0,5%, а затраты на программу льготного кредитования с лихвой вернутся в бюджет в виде налоговых отчислений. Иными словами, бюджетная эффективность такой программы целевого стимулирования спроса чрезвычайно высока. Не стоит забывать, что в прошлом году даже по программе утилизации автомобили приобретались в кредит. Предложение о субсидировании даже 1/2 ставки рефинансирования в нынешней ситуации было бы серьезной поддержкой рынку и позволило бы продавать 30% автомобилей в кредит. Такая программа может сопровождаться рядом дополнительных условий для повышения качества заемщиков, которые предлагало сообщество РОАД. В частности, не менее 50% первоначального взноса за автомобиль».

В данной ситуации как нельзя кстати звучит готовность правительства обсуждать возможность запуска программы льготного автокредитования, пусть и с определенными оговорками. Например, глава Минпромторга Денис Мантуров в конце прошлой недели отметил, что при сегодняшней ключевой ставке льготное автокредитование нецелесообразно. Однако этот вопрос снова появится в повестке, когда изменится ключевая ставка ЦБ (30 января она была снижена до 15%) и в зависимости от того, как сложится конъюнктура на автомобильном рынке.

Источник

Комментарии

нет комментариев

rss