ТОРПЕДНЫЕ КАТЕРА ПРОЕКТОВ ТМ-200, ТД-200, ТД-200БИС
Опубликовано: 02.10.2018
В 1942 году филиал ЦКБ-32 НКСП, организованный при заводе №640 в Сосновке на реке Вятка (Кировская обл.), закончили разработку технического проекта 200 (гл. конструктор Л.Л. Ермаш). Проектом предусматривалось создание торпедных катеров с одинаковыми ТТЭ, но с различным материалом корпуса: стальным ( ТМ-200 ) и деревянным ( ТД-200 ). Отличительными особенностями этих проектов, по сравнению с находившимися в серийной постройке торпедными катерами дальнего действия типа Д-3, являлись: вооружение торпедными аппаратами трубчатого типа; установка авторулевого («Янтарь-2»); местное бронирование боевого поста командира и пулеметных установок.
Проект ТМ-200 . Строительство катеров проекта ТМ-200 организовали на заводе №341 в Рыбинске. Испытания головного катера, производившиеся в Батуми, выявили невозможность достижения спецификационной скорости хода (удалось достичь скорости только 34,6 уз вместо 38 уз) из-за неудовлетворительного качества сборки корпуса. Катер был принят ВМФ 30 сентября 1944 года. Позднее на серийных катерах в результате доводки винтов наибольшая скорость хода возросла до 37-38 уз.
Недостатки проекта ТМ-200 , по сравнению с ТД-200 , а также полученными по ленд-лизу иностранными торпедными катерами, привели к быстрому завершению его строительства. Всего в период с 1944 по 1946 год ВМФ получил 24 катера проекта ТМ-200 , ставших первыми отечественными серийными торпедными катерами со стальным корпусом.
Проект ТД-200 . Постройка этих катеров началась на заводе №5 в Ленинграде только в самом конце войны. Причиной задержки являлась потребность Балтийского флота в максимально возможном количестве торпедных катеров и малых охотников, что обеспечивалось строительством хорошо освоенных в производстве катеров по проектам ТК-Д3 и МО-Д3, соответственно. В результате головной катер проекта ТД-200 вступил в строй лишь 28 июля 1946 года, то есть на два года позднее стального варианта.
Катер при нормальном водоизмещении 43,8 т достиг скорости 38,1 уз. Остальные ТТЭ практически соответствовали проекту ТМ-200 . Исключение составляла замена пулеметных установок МТУ-2 на 2УК.
Ввиду значительной задержки с вводом в строй головного катера проекта ТД-200 , серийное производство развернуто не было, так как к тому времени назрела необходимость корректировки проекта.
В 1946 г. катер был переведен на Черное море, где на него установили опытный образец первой в СССР катерной РЛС «Зарница», испытания которой были успешно проведены в течение 1947-48 гг.
Проект ТД-200бис . Корректировка проекта ТД-200 выполнялась ЦКБ-19 в 1946-47 годах (главный конструктор Л.Л. Ермаш). Доработка проекта предусматривала замену американских бензиновых моторов «Паккард» отечественными дизелями М-50, увеличение дальности плавания, снятие глубинных бомб и бронирования. Управление катером, впервые в отечественной практике, было вынесено из ходовой рубки на открытый мостик, с целью улучшения мореходных качеств увеличен развал носовых шпангоутов.
При разработке проекта впервые предусматривалось применение деревянных клееных конструкций. Использование водостойкого клея ВИАМ-Б3 обеспечивало прочность идентичную целому материалу.
Головной катер, построенный заводом №5, вошел в состав ВМФ 22 октября 1947 года. При нормальном водоизмещении 42,3 т он достиг скорости 40,2 уз.
Опыт эксплуатации катеров проекта ТД-200бис выявил недостаточную прочность корпуса, что привело к необходимости проведения специальных мореходных испытаний четырех катеров этого проекта в 1949 году. В ходе испытаний замерялись напряжения и другие параметры, характеризующие прочность корпусных конструкций, что позволило получить необходимые данные для переработки проекта катера.
Дальнейшее строительство катеров велось по проекту 1950 года, а на ранее построенных выполнялись подкрепления. Проектом 1950 года предусматривалось также установка на катере РЛС обнаружения «Зарница» и РЛС опознавания «Факел-М» взамен одной пулеметной установки. На ранее сданных катерах установка РЛС производилась силами ВМФ.
Всего с 1947 по 1952 год завод №5 в Ленинграде построил 168 катеров (в том числе 48 – по проекту 1950 года).
Катера проекта ТД-200бис использовались для проведения различных испытаний. Так, в 1949 году на одном из серийных катеров провели испытания двух ускорителей, установленных на палубе в кормовой части взамен пулеметной установки. Ускорители представляли собой авиационные ракетные двигатели ТР-1. А в 1950 году один из катеров оборудовали носовым подводным крылом конструкции ЦАГИ. Результаты испытаний оказались неудачными. Во время первого выхода катер стал терять устойчивость и заваливаться на борт, что послужило причиной к прекращению дальнейших испытаний и демонтажу крыла.
Проект ТД-200бисТ . В 1953 году ЦКБ-19 разработало проект создания катера управления радиоуправляемым катером-целью, путем переоборудования серийных катеров проекта ТД-200бис . Первоначально для этого предполагалось использование катеров управления проекта 384, создаваемых на основе серийных катеров БМО. Однако недостаточная скорость хода последних привела к решению использовать торпедные катера. Первые катера проекта ТД-200бисТ вступили в состав ВМФ в 1956 году. Всего по этому варианту переоборудовали 10 единиц.
ХАРАКТЕРИСТИКА |
|||
Проект ТМ-200 | Проект ТД-200 | Проект ТД-200бис* | |
Год утверждения техпроекта | 1942 | 1948 | |
Число построенных катеров | 24 | 1 | 168 |
Нормальное водоизмещение, т | 43,7 | 43,8 | 44,8 |
Полное водоизмещение, т | 46,9 | 46,8 | 48,1 |
Длина наибольшая, м | 23,4 | 24,0 | |
Ширина наибольшая по корпусу, м | 4,0 | 3,9 | |
Высота борта на миделе, м | 2,4 | 2,5 | |
Осадка средняя, м | 1,13 | 1,12 | 1,14 |
Скорость хода наибольшая, уз | 34,3 | 38,1 | 38,4 |
Главные двигатели: тип, число х мощность, л.с. | бензиновые «Паккард» 3 х 1200 | дизельные М-50 3 х 1000 | |
Дальность плавания (на скорости, уз), миль | 488 (9,4) | 495 (11) | 805 (13,7) |
Автономность, сут. |
6 |
||
Торпедные аппараты: число х калибр, мм, тип |
2 х 533 ТТКА-53 |
||
Пулеметы: число установок х число стволов – калибр, мм, тип | 3 – 12,7 МТУ-2 | 3 х 2 – 12,7 2УК | 2 х 2 – 12,7 УК-Т |
Глубинные бомбы: число х тип | 4 х ББ-1 8 х БМ-1 | нет | |
Экипаж, чел. |
11 |
||
* ТТЭ в соответствии с проектом 1950 г. |
ФОТОГРАФИИ
Читайте также:
Тяжёлый атомный ракетный крейсер "Киров", проект 1144.2 был разработан и построен на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Корабли этого типа обеспечивают возможность поражения крупных надводных целей и защиту морских соединений ...
ДАЛЕЕРакетный крейсер проекта 1144